Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Алтай в средневековье arrow Алтай и татаро-монгольское владычество
Алтай и татаро-монгольское владычество

Следующий период в истории Алтая был связан с татаро-монгольским владычеством и так или иначе с именем Тэмуджина, которого в 1182 г. часть монголов, расколовшихся на два враждебных лагеря, избрала ханом под названием Чингиз. В течение двадцатилетней напряженной борьбы между этими лагерями победили сторонники Чингизхана, и в 1206 г. на берегах Онона, на великом курултае — высшем органе власти у монголов, — он был вторично избран ханом. Здесь же произошло и объединение монголов в великую империю народа-войска.

В 1207 г. старший сын Чингизхана Джучи, не встретив серьезного сопротивления, покорил «лесные народы» Южной Сибири, обеспечив вновь создавшейся империи прочный тыл. В число покоренных территорий попал и лесостепной Алтай.

Необходимо отметить, что монгольская империя по своему этническому составу была крайне неоднородной и включала в себя этнические компоненты всех покоренных областей, обязанных не только выплачивать дань, но и нести ряд повинностей, одна из которых — предоставление вооруженных формирований для ведения войн. Для примера стоит упомянуть об одном любопытном, но пока мало известном факте. В 1330 г. даже русский полк был расквартирован около Пекина, в который в 1264 г. была перенесена монгольская столица.

Подобная этническая пестрота не могла не отразиться и на пестроте религиозной, ибо в этом вопросе монгольские властители проявляли терпимость. Следствием этого было широкое распространение различных религий по всей территории громадной империи.

Именно в период монгольского завоевания в лесостепном Алтае распространилось мусульманство, запрещавшее во время похорон класть в могилу сопроводительный инвентарь. Поэтому подавляющее большинство монгольских захоронений безынвентарные и представляют для исследователя крайне скудный материал.

Падение монгольской (Юаньской) династии в Китае в конце XIV в. привело к потере влияния монголов над частью завоеванных территорий и возвращению монголов в свои горы и степи. Но монгольское государство было еще достаточно сильным, и Алтай находился под его влиянием вплоть до присоединения к России в XVII в. Это время известно в истории как период господства джунгар, объединенных в государство, называемое в русских источниках Джунгарией.

Алтай был одной из северных провинций Джунгарии. Здесь жили тюркоязычныс племена, занимающиеся как скотоводством, так и охотой и рыбной ловлей. Население Алтая было подчинено джунгарскому хану и платило дань. На территории лесостепного Алтая расселялись следующие племена: по берегам Бии от ее слияния с Катунью до устья р. Лебедь, правого притока Бии, проживали кумандинцы, выше по Бии до Телецкого озера — тубалары, по рекам Ише и Майме (правые притоки Катуни) кочевали тау-теле-уты, в верхнем течении Оби и ее притокам (Чарыш, Алей, Чулым и др.) кочевали телеуты, или, как называли их русские, белые калмыки. Они составляли особую единицу в 4000 кибиток, имели свою территорию и управлялись своим князьцом, носившим титул «тайши». Последний был подвластен джунгарскому хану. Первым князьцом, вступившим в официальные отношения с русскими в 1604 г., был тайши Абак, кочевавший в верхнем течении Оби.

Все земли находились в распоряжении джунгарского хана. Именно он распоряжался, где и кому кочевать. Он мог переводить людей с одних кочевий на другие, перераспределять площади кочевых угодий между племенами и т. д. Кроме выплаты дани, все подвластные джунгарскому хану племена выполняли и ряд повинностей.

Северные алтайцы (кумандинцы и тубалары) вели оседлый образ жизни и платили дань железом и изделиями из него (ремесло), пушниной (охота) и зерном (земледелие), остальные — скотом (скотоводство). Как видим, характер дани говорит и о типе хозяйства, которое вели подданные джунгарскому хану племена.

Дальнейшая история лесостепного Алтая тесно связана с историей русской колонизации, происходившей в XVII и первой половине XVIII вв.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
автоломбард секреты.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.