Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Алтай в железном веке arrow Изготовление металлических орудий
Изготовление металлических орудий

Не менее важной отраслью производства было изготовление металлических орудий. Бронза в районы распространения каменской, староалеискои и быстрянской культур поступала в виде слитков, скорее всего, из юго-западного (Рудного) Алтая. На месте они переплавлялись в орудия: обломки литейных форм для них встречены на многих памятниках. После расплавки слитков металл разливался в одноразовые двухстворчатые глиняные формы (рис. 19-16, 20-22).

По мере остывания орудия подвергались дополнительной обработке: горячей и холодной прессовке,.заточке и шлифовке. На двух памятниках (Ближние Елбаны-12 и Бо-ровое-3) зафиксированы следы бронзолитейных мастерских. Они представляли собой открытого типа кострища и костровые ямы, внутри и вокруг которых во множестве найдены кости животных, керамики, обломки литейных форм и льячек (сосуд для разлива металла), кусочки металла, испорченные изделия. Реконструируются и некоторые виды домашних производств: изготовление керамики, прядение, обработка камня, кости и кожи.

Базой для формирования каменской, староалеискои и быстрянской культур послужила болыпереченская культура переходного времени, но доля ее участия в их сложении была различна. Наибольшее сходство с большереченской обнаруживает староалейская культура, участие групп сакского населения из Казахстана в ее формировании прослеживается только, на раннем этапе.

Каменскую культуру сакское влияние затронуло в значительно большей степени, скорее следует говорить о незначительной роли для ее формирования большереченцев. Обе культуры испытали на себе влияние и саргатской культуры, занимавшей лесостепное Обь-Иртышье, причем у каменцев оно было более значительным. Как сакские племена Казахстана, так и саргатские проникали на Алтай не один раз: фиксируется два или три таких продвижения (2-я половина VI-V вв., 1У-^Ш вв. цЛИ-П вв. до н. э.). Не исключено, что это могло быть связано с событиями, происходившими в то время в Средней Азии (550 г. до н. э. — создание державы Ахеменидов; 330-320 гг. до н. э. — завоевания Александра Македонского; 201 г. до н. э. — северный поход Маодуня). Такие события влекли за собой, как правило, перемещение крупных масс населения. Быстрянская культура, как и староалейская, тоже впитала существенные местные традиции. Другим компонентом ее сложения послужило, видимо, население пазырыкской культуры Горного Алтая, причем в стадии формирования последней (VI в. до н. э.).

Этим объясняется наличие как сходных, так и отличных черт (причем часто в деталях) этих двух культур. Позднее пазырыкцы пытались проникнуть на север еще не раз, и как реакцию на это следует рассматривать сооружение быстрян-ских городищ на Нижней Катуни.

 

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.