Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Формирование буржуазии arrow Хлебный рынок Западной Сибири
Хлебный рынок Западной Сибири

Завершение строительства Уральской железной дороги активизировало хлебный рынок Западной Сибири. Эта дорога благоприятно повлияла на доставку хлеба в Пермскую губернию. Сибирский хлеб получали Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь и прочие города и заводы Урала. Особенно возросла скупка хлеба в начале 90-х годов XIX в., когда был голод в Тобольской губернии и на Урале.

Если в Барнауле пуд пшеницы стоил 25-30 коп., то в Тюмени — от 1 руб. 70 коп. до 1 руб. 80 коп. Еще дороже зерно было на Урале. Эта разница в ценах стимулировала скупку зерна на Алтае и перепродажу его в Тюмени и на Урале. Наиболее значительным центром хлебной торговли на Алтае стал Барнаул. Один из современников писал в этой связи:

«Хлебная горячка особенно сказалась в г. Барнауле, главном хлебном рынке губернии. Город был запружен подводами с хлебом, по некоторым улицам буквально невозможно было пройти, не только проехать. Всякое сколько-нибудь пригодное здание превращалось в хлебный склад... Целые горы хлеба, едва прикрытые брезентом, лежали во дворах на открытом воздухе» [6, с. 217-218].

Особенно много хлеба было вывезено в навигацию 1892 г. На пристанях Оби в пределах Алтая было заготовлено около 8 млн пуд. зерна, в том числе в Барнауле 2,5, в г. Колывани и с. Бердском — по 1 млн, В Бийске — 0,5 млн пуд.

В значительных количествах зерно скупалось для винокуренных заводов Томской губернии (от 1 до 2 млн пуд.) и для крупчатых мельниц (до 1 млн пуд.). Но значительная часть хлебных избытков на рынок не попадала, особенно в глубинке. Интересное описание хозяйства богатого крестьянина Ивана Хабарова в с. Чистюньке в 1901 г. сделал Н. Баранский (в будущем известный географ):

«...в амбаре скопилось хлеба свыше 10 тысяч пудов. Когда я и его сын советовали старику хлеб продать, а деньги в банк положить, он отвечал: "А кто их у меня видеть будет в банке-то. А хлеб в амбаре каждый видеть может. Продам хлеб, и богатства моего не видно будет"» [7, с. 67].

Параллельно с хлебной развивалась мануфактурная торговля. Купцы и скупщики, как правило, скупая хлеб у крестьян, предлагали им ткани, иногда происходил обмен товарами. Наглядным примером может послужить деятельность колыванского купца Е. Жернакова:

«Имея по всему округу склады красного товара, Ж. забирает хлеб в обмен на товар, назначая обыкновенно для привлечения покупателей — продавцов цену на хлеб копейки на две дороже установившейся... Закупая товар в Нижнем, Москве, Ирбите... он успевает обменять его на хлеб, извлекая при этом известный процент дохода, затем перепродать хлеб...» [8, с. 224].

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.