Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Горная промышленность arrow Дополнительные заработки
Дополнительные заработки

Наиболее инициативная часть мастерового сословия пополняла семейный бюджет с помощью дополнительных заработков. Этому способствовал введенный с 1786 г. на руд-никах и с 1800 г. на заводах трехсменный режим работы. Первую неделю мастеровые по 12 часов трудились днем, вторую — ночью, а третью могли использовать по своему усмотрению, так как она считалась «гульной».

 

Наем на заводские работы был распространен не только среди мастеровых и рабочих людей, но и приписных крестьян, разночинцев, мещан. Проблема применения наемного труда на Колывано-Воскресенских заводах — одна из дискуссионных в сибиреведческой литературе [18, с. 19-23, 51-60; 19, с. 246-248]. Мы не склонны преувеличивать его роль в кабинетском горнозаводском хозяйстве. Наем не затрагивал основные производственные процессы и применялся лишь на подсобных операциях, особенно при перевозке грузов.

Его значение возросло с 80-х годов XVIII в. в связи с административной реформой приписной деревни, значительно увеличившей число «нетчиков», т. е. не явившихся на заводские работы крестьян. Администрация вынуждена была прибегать к найму вольных возчиков, оплачивая их труд за счет «нетчиков». Предпочитая принудительный труд наемному из-за дороговизны последнего, горное начальство снисходительно относилось к подрядной системе — изобретению приписного населения. Крестьяне, разночинцы, мещане выставляли вместо себя подрядчиков, которые по вольной цене выполняли за них заводские отработки. Горные власти рассматривали эту систему как реальный путь постепенного перехода крестьян от натуральной заводской повинности к денежной.

По подсчетам историков и свидетельству администрации округа, существовала тенденция к росту найма на перевозке заводских припасов. Вольные возчики в 1800 г. перевезли 10,5%, в 1833 г. — 48% грузов. К 1860 г. 54,2% крестьян выполняли заводские работы подрядным способом. Приписная деревня Алтая, не дожидаясь правительства, самаизыскала приемлемый способ освобождения части населения от обременительной натуральной повинности.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.