Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Кооперативное движение arrow Подробности о экспортном алтайском масле
Подробности о экспортном алтайском масле

Интересные подробности о технике транспортировки и объемах экспортного алтайского масла приводятся в статье В.А. Скубневского [5, с. 81-82]. С заводов масло отправляли один раз в неделю в бочках, уложенных в телегу и накрытых рогожей или брезентом. Летом транспортировали только в утреннее и вечернее время, пережидая жару в роще или в лесу.

В торговых центрах масло первоначально помещали в холодные погреба или склады, а затем отправляли на пароходах по Оби в Новониколаевск (Новосибирск), где оно погружалось в специальные («масляные») поезда. Еженедельно на запад уходило до 12-14 таких поездов, имевших вагоны особой конструкции. Их внешняя стенка была деревянной, а внутренняя — металлической. Пустоту между стенками заполняли специальной прокладкой, плохо проводящей тепло. В двух углах вагона, по диагонали, размещались два металлических бака, каждый вместимостью 30-40 ведер льда, а в двух других — две чугунные печки для отопления зимой; Из Новониколаевска масло везли в порты Прибалтики, а оттуда на специальных пароходах отправляли в Лондон, Глазго, Гамбург и Копенгаген, являвшихся основными маслоторговыми центрами Европы.

Несмотря на большие транспортные расходы, сибирское масло сохраняло свою конкурентоспособность и прежде всего по причине сравнительно низкой себестоимости, позволявшей поддерживать невысокие цены. К примеру, в 1913 г. пуд масла на Алтае стоил от 8 до 16 руб., в Вологде — от 13 до 18 руб., в Лондоне — от 15 до 20 руб. [5, с. 83].

Производство масла в Сибири и на Алтае начало резко снижаться в годы первой мировой войны. Негативную роль сыграло сокращение поголовья молочного скота, призыв на военную службу многих мастеров-маслоделов, поставщ масла в армию по твердым ценам, свертывание торговых отношений с западными странами, расстройство финансовой системы и ряд других факторов военного времени. Многие маслодельческие заводы становятся нерентабельными и закрываются.

Более выгодным становится производство сыра. Первые шаги в этом отношении были сделаны еще в довоенный период. В 1913 г. в Сибири насчитывалось 36 сырзаводов. Инициатором их создания явилось англо-алтайское общество «Юнион». Вырабатывался сыр «Чеддарь», в основном для поставок в Англию. Однако коммерческие операции за рубежом оказались неудачными, а потому большинство сырзаводов прекратило свое существование. Тысячи пудов сыра для внутреннего потребления завозились в Сибирь из Тверской, Ярославской, Смоленской губерний и Прибалтики. И лишь в годы войны ситуация начинает меняться. В 1915 г. из Москвы в Бийск приезжают представители фирмы «Братья Штукке», которые к 1918 г. организовали 12 заводов и начали производить сыр высокого качества [8, с. 127].

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.