Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Кооперативное движение arrow Процесс объединения потребительских обществ
Процесс объединения потребительских обществ

Накануне и в годы первой, мировой войны усиливается процесс объединения потребительских обществ в союзы. Это диктовалось прежде всего экономической целесообразностью и создавшейся обстановкой. Крупные объединения легче и эффективнее решали задачи, связанные с закупкой и реализацией товаров, успешнее противостояли давлению конкурентов, имели больше возможностей для сдерживания роста цен.

В 1915 г. создаются Алтайский союз потребительских обществ, ставший одним из наиболее сильных в Сибири, а затем Алтайский горный союз, обслуживавший население горных районов. Они не ограничивали свою деятельность снабженческими операциями. Так, Алтайский горный союз открыл медицинский пункт для населения, где за небольшую плату ежедневно получали помощь около 100 пациентов. Он же устроил ветеринарный пункт, где лечили животных и занимались подбором племенных особей.

О характере деятельности сельских потребительских обществ, возникших в досоветский период, можно судить по Усть-Пристанскому кооперативу «Единение», который возник 15 февраля 1916 г., объединив 200 членов, а к концу года пайщиков стало 698. Кооператив снабжал своих членов продуктами и товарами первой необходимости. Средства для этого он получал не только за счет паевых взносов, но и займов в кредитном товариществе и Алтайском союзе кооперативов. С лета 1916 г. кооператив стал заготавливать масло для армии, и до января 1917 г. эти поставки оценивались 766 тыс. руб. Комиссионное вознаграждение за масло дало возможность не накладывать высоких процентов на отпускаемые товары, благодаря чему цены на продукты

питания и товары широкого потребления в кооперативе были значительно ниже, чем у частных торговцев, что заставило последних свернуть торговлю в этой местности. Кооператив пользовался большим авторитетом у крестьян Усть-Пристани |1, с. 8].

На базе союзов создаются и более мощные объединения потребительской кооперации. В Сибири с 1916 г. крупнейшим из подобных центров становится Закупсбыт, объединивший 25 потребительских союзов», (в том числе Алтайский, Алтайский горный, Змеиногорский объединенный и Каменский. Важнейшее внимание Закупсбыт уделял развитию промышленного производства и реализации товаров без посредников, поощрял и поддерживал покупку или приобретение в аренду кооперативами кожевенных, обувных, овчинно-шубных, конфетных, лесопильных, переплетных, столярных и других предприятий.

Торговая деятельность Закупсбыта была связана с заготовкой и реализацией хлеба, пушнины, мясо-молочных продуктов, меда и табака. На Алтае конторы Закупсбыта находились в Барнауле и Славгороде. Заготавливаемые товары реализовывались среди местного населения, поставлялись в армию, а также продавались на мировом рынке. Последнему способствовало открытие представительств Закупсбыта в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лондоне, Стокгольме, Шанхае. В 1916 г. его торговый оборот в золотом исчислении составлял 514326 руб., а в 1917 г. — 1626619 руб. [3, с. 63].

Возрастает численность первичных потребительских обществ. В 1913 г. в Сибири их было 368, в 1916 г. — 2123 и в 1917 г. — 5435 [1, с. 6].'Потребительская кооперация объединяла в основном зажиточные слои сибирской деревни. Так, на Алтае только 14% ее членов были бедняками. Каждый потребительский кооператив Алтая имел в среднем 200 пайщиков и обслуживал около 1000 человек, то есть потребительская кооперацию обслуживала 40% населения региона [1, с. 9].

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.