Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Кооперативное движение arrow Расширение числа маслозаводов
Расширение числа маслозаводов

По инициативе и содействии Союза сибирских маслодельных артелей расширяется число-маслозаводов, организуются школы и курсы молочного хозяйства, распространяется специальная литература по маслоделию, возникает развернутая сеть кооперативной торговли через создание артельных лавок.

Это позволило не только повысить торговые обороты и рентабельность маслодельческих артелей, доход их членов, но и превратить Союз в серьезного конкурента владельцев частных заводов. За довоенный период Союз сибирских маслодельческих артелей увеличил свой торговый потенциал более чем в 8 раз. Объединяемые им 800 артелей уже в 1908 г. давали около 40% всего сибирского масла [3, с. 351. В 1914 г. артельные маслозаводы составляли 52% всех заводов данного профиля в Сибири и имели 681 собственную потребительскую лавку [7, с. 319]. Достижения кооперативного маслоделия связаны прежде всего с тем, что оно опиралось на более крупный капитал, чем большинство частных заводов, соединяло в себе два типа кооперации — производственную и потребительскую. Это давало значительные преимущества. Члены маслоартели становились независимыми от перекупщиков, а потребительские лавки, продавая товар под сданное молоко, имели гарантированный кредит, что ставило их в лучшие условия по сравнению с частными торговцами.

Союзу сибирских маслодельческих артелей удалось укрепить свои позиции не только на внутреннем, но и внешнем рынке. В 1912-1913 годах с его участием было образовано акционерное общество «Юнион», в котором 45% акций принадлежало Сибмаслосоюзу, 45% — английскому капиталисту Лонсдейлю [1, с. 6]. Пройглийская политика руководства Союза вызвала недовольство алтайских кооператоров, которые реалиэовывали свою продукцию в основном через Берлинскую контору и желали сохранить эти связи. Кроме того, по их мнению, продажа масла через «Юнион» приводила к потере 1 руб. 60 коп. золотом с каждого пуда.

В апреле 1915 г. алтайские артели образовали свой союз, объединивший 31 маслодельческое и 1 потребительское общества, количество которых к началу 1916 г. выросло до 92. Район действия Алтсоюза охватывал Барнаульский, Змеиногорский, Бийский и Каменский уезды, а число обслуживаемого им населения составляло 400 тыс. чел. [4, л. 3-5]. В 1916 г. товарищество «Алтайский союз кооперативов» принял устав и стал называться Алтайский союз кооперативов. В марте 1916 г. в нем насчитывалось 118 маслоартелей и 153 потребительских общества [1, с. 6].

В 1915-1916 годах из союза сибирских маслоартелей выделяются Бийский горный союз кооперативов, Приалтайский союз кооперативов, Змеиногорский и Каменский союзы, на основе которых в 1920 г. был создан Алтайский губернский союз кооперативов.

На Алтае активно действовали и иностранные фирмы, имевшие свои отделения в Барнауле, Бийске, Камне-на-Оби, Усть-Чарышской Пристани и в ряде других населенных пунктов. Они продавали оборудование для маслозаводов, а на вырученные средства закупали масло и другие сельскохозяйственные продукты. Уже в 1910 г. Барнаул поставил 550 тыс., Камень и Бийск — по 250 тыс., Усть-Чарышская Пристань — 50 тыс., Змеиногорское и Хабары — по 20 тыс., Волчиха — 10 тыс. пуд. масла. В 1912 г. только Барнаульский уезд произвел 1,4 млн пуд., а 1913 г. — 1,7 млн пуд. масла [5, с. 81].

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.