Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Общество и политика до 1917 arrow Общественно-политическая активность буржуазии
Общественно-политическая активность буржуазии

Мировая война повлияла на общественно-политическую активность буржуазии, которая до лета 1915 г. отказывалась от оппозиционных требований [16, с. 82]. В годы войны заметно возросла не только деловая, но и общественная активность буржуазии Алтая. Отчасти это было связано с завершением строительства Алтайской железной дороги, новыми перспективами коммерческой деятельности.

Например, Барнаульская городская дума рассматривала десятки прошений местных и российских фирм об аренде участков городской земли под строительство паровых мельниц, металлообрабатывающих и лесопильных заводов, создание складов и проч. В городах, прежде всего в Барнауле, появились новые предприниматели (например, подрядчики на строительстве железной дороги).

Как известно, буржуазия в годы войны была настроена «патриотически». Так, Барнаульская городская дума на заседании 29 июля 1914 г. составила текст телеграммы императору, в которой пожелала «...победы русскому оружию в борьбе с врагами славянства на славу обожаемого Монарха и возвеличения силы и мощи нашей дорогой Родины».

Самодержавие сделало уступку буржуазии, разрешив создание союза городов (СОГОР). При Барнаульской думе был организован местный комитет СОГОРа( в который вошли 22 чел., в их числе городской голова А.А. Лесневский, купцы-гласные В.М. Вершинин, П.И. Федулов, священник Н.А. Завадовский, редактор газеты «Жизнь Алтая» Л.И. Шумиловский, управляющий отделением Русского для внешней торговли банка А.Р. Михайловский Щ др. На областном съезде в Омске, который проходил в апреле 1915 г., три представителя Барнаула работали в секциях: по вопросу о военнопленных — Лесневский, о помощи больным и раненым воинам — В.М. Вершинин, о врачебно-санитарных мероприятиях — Н. Завадовский. В.М. Вершинин вошел в состав постоянного областного комитета СОГО-Ра. Наименование названий секций съезда вполне отражало и направление деятельности СОГОРа в целом. Организации СОГОРа не получили большой поддержки администрации и местной буржуазии.

С большим пониманием отнеслись местные предприниматели к созданию военно-промышленных комитетов (ВПК), которые возникли как экономические организации (май 1915 г.) и являлись фактически новыми представительными организациями буржуазии Г 7, с. 145-14бК На Алтае имелись Барнаульский, Бийский, Новониколаевский и Кузнецкий ВПК. Барнаульским ВПК руководил банковский деятель А.Р. Михайловский. ВПК играли заметную роль в получении заказов через Центральный ВПК и распределении их среди местных дельцов. Заказы помогали получать топливо и сырье, кредиты, обеспечивали сбыт продукции.

Таким образом, в конце ХIХ-начале XX в. Алтай оказался охваченным рабочим и, особенно, крестьянским движением. Но рабочее движение по количественным и качественным показателям было здесь слабее, чем в крупных промышленных центрах и регионах, расположенных вдоль Сибирской железной дороги. Мощное по размаху и числу участников крестьянское движение было по Характеру стихийным, проявлялось прежде всего в форме лесных порубок, особенно в 1905-1907 годах. Слабее, чем в губернских городах Сибири, была общественная активность буржуазии и интеллигенции. Конфронтация полярных политических сил общества не привела на Алтае к вооруженным восстаниям в декабре 1905 г. Край в конце ХIХ-начале XX в. по характеру общественно-политического движения с полным основанием может быть отнесен к периферии. Но как и по всей стране, в общественно-политическом движении Алтая нашел отражение раскол общества на различные политические силы, что явилось предвестником их открытой конфронтации в 1917 и последующих годах.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.