Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Политическая жизнь arrow Общественно-политическая жизнь Алтая в пореформенный период
Общественно-политическая жизнь Алтая в пореформенный период

Развитие капиталистических отношений привело во второй половине XIX в. к оживлению и некоторой демократизации общественной жизни Алтайского горного округа. Степень вовлечения в нее тех или иных слоев населения была различной. Главную роль, безусловно, играли чиновники, купцы, зажиточные мещане, политические ссыльные.

Общественный же быт рабочих, крестьян, озабоченных прежде всего необходимостью прокормить семью, почти не претерпел изменений. Заметное место в общественной жизни Алтая по-прежнему принадлежало религии. Повседневное бытие определялось религиозными обрядами, обычаями, привычками. Жители округа регулярно посещали церковь, бывали у исповеди и причастия, отмечали Рождество, Крещение, Пасху, Троицу и т. д. Многочисленные церкви, часовни, колокольни являлись неотъемлемыми элементами ландшафтов городов, заводских поселков и деревень Алтая, делая их более живописными и праздничными. В Барнауле действовали Петропавловский собор, церковь Иоанна Крестителя на Нагорном кладбище, Дмитриевская церковь, церковь Знамения Захария и Елизаветы, Богородице-Одигитриевская, Покровская (см. подробнее о культовом зодчестве [1, с. 94-104]).

Традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, риз священников, строительство, ремонт и содержание храмов. Правда, совершали их, главным образом, богатые купцы. Так, бийский купец М.С. Сычев 18 лет подряд избирался церковным старостой Успенской церкви, а в 1900 г. принял самое деятельное участие в постройке нового каменного здания церкви, истратив на эти цели более 5 тыс. руб. Он внес также значительные суммы на постройку в Бийске архирейского дома и церкви при нем, церкви в Томске [2, с. 56-57].

Православие было хотя и преобладающей, но не единственной конфессией населения Алтайского округа. В Барнауле в середине XIX в. была построена лютеранская церковь Св. Павла, а позже, уже в 1913 г., — католический костел. Отношения между различными общинами были мирные и стабильные. И. Попов отмечал:

«Сибирское население отличается своей терпимостью по отношению к чужим религиям и национальностям» [3, с. 5251.

А далее дает оценку политической ссылке:

«Сибирь всегда была бедна местной интеллигенцией и людьми со специальными знаниями, о чем скорбели сибирские патриоты. Политические ссыльные восполняли этот пробел. Они работали на всевозможных поприщах труда и промышленности, часто являясь незаменимыми работниками...» [3, с. 529].

Основной поток ссыльных направлялся в Тобольскую, на север Томской губернии, в Восточную Сибирь. Водворение ссыльных в Алтайский горный округ было запрещено в 1878 г. благодаря усилиям Кабинета, желавшего предотвратить таким образом беспорядки и волнения среди рабочих горных заводов. Но. все препоны, возводимые кабинетской администрацией, не помогли в полной мере изолировать округ от политических ссыльных, оказавших заметное влияние на общественное настроение, развитие культуры, внесших огромный вклад в исследование различных сторон социально-экономической жизни дореволюционного Алтая.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.