Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Поздний палеолит arrow Культуры позднего палеолита
Культуры позднего палеолита

На современном уровне знания выделя-ются две различные культуры Алтая: одна изучена в высокогорной Чуйской котловине, другая — в среднем течении Катуни (куюмская культура). Наиболее показательными чуйскими памятниками являются Бигдон, Торгуя, Юстыд-1 и 2. Для них характерна грубопризматическая техника расщепления камня с сильными мустьерскими    традициями,    хотя    в    небольшом    количестве присутствуют, торцовые и клиновидные нуклеусы, сформировавшиеся как устойчивый своеобразный тип в среднепалеолитической культуре, известной в науке под названием карабомовской, предшествовавшей юстыдской.

Пластины, в целом достаточно грубые и крупные, скребла, скребки, скобели оформлялись на грубых заготовках, часто обработанных с двух сторон, встречено много биф'асов. Совершенно отличается от основной массы чуйских памятников инвентарь стоянки Юстыд-2: более развита так называемая призматическая техника расщепления камня, присутствуют более мелкие пластины, тщательнее обработаны скребки. Может быть, это инокультурный в среде чуйских стоянок памятник. Облик инвентаря больше связывает его с куюмской культурой, тогда как Бигдон, Торгун и другие огранически вписываются в комплекс позднепалеолитических памятников Монголии. Основные памятники куюмской культуры: Усть-Куюм, нижние культурные слои Усть-Семы, Тыткескеня-3, Майма, Каратурук.

Нуклеусы
Рис. 5. Нуклеусы, пластины и галечные орудия куюмской культуры

Техника расщепления разделялась на призматическую (торцово-клиновидные и призматические нуклеусы) (рис. 5-1, 2, 3), галечную (радиальные и аморфные нуклеусы) и плоскостную. Плоскостные нуклеусы встречаются редко. Своеобразие куюмской культуре придает большое количество разнообразных галечных орудий: чопперов (рис. 5-11, 12, 13, 14) и «стругов» (рис. 5-16). Однако эти изделия гораздо совершеннее раннепалеолитических. Встречено много скребков и скребел. Их обработка отличается от чуйских большей тщательностью, аккуратной ретушировкой. Но самое большое различие — односторонняя обработка скорняжных инструментов. Совершенно не характерен для чуйских стоянок облик призматических куюмских пластин (рис. 7-4-10), резцов, а из бифасов встречены только долотовидное орудие (рис. 7-15), целый и обломанный остроконечники (рис. 7-14). На Усть-Куюме зафиксированы остатки жилища — круг из камней диаметром около 5 м с очагом посередине. По-видимому, это остатки переносной конструкции типа чума, а камни служили для придавливания краев покрытия конструкции (шкур) к земле.

Очень интересный позднепалеолитический материал происходит из верхних культурных слоев пещер, и прежде всего Денисовой. Каменные изделия демонстрируют достаточно большое сходство с куюмскими материалами (рис. 6-10),  но наибольший интерес представляет серия орудий и украшений из костей, зубов и бивня мамонта (рис. 6-11-16). эти предметы — яркая демонстрация очень высокого уровня обработки камня, так как некоторые костяные иглы по величине лишь немного уступают современным стальным.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.