Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Поздний палеолит arrow Начало верхнего палеолита на Алтае
Начало верхнего палеолита на Алтае

На Алтае переходный период от мустьерской культуры к верхнему палеолиту сейчас именуется карабомовским, по названию наиболее изученной стоянки в Онгудайском районе республики Алтай — Кара-Бом. Он отражает переломный момент в эволюции человека: возникновение пото зартет — человека современного физического типа, переход от небольших прочных объединений неандертальцев, сплоченных необходимостью выживания в суровых условиях ледниковой эпохи, к родо-племенной организации. Следствием подобной сплоченности и относительно редкого расселения палеоантропов явилось кровнородственное смешение (имбридинг), приводившее к регрессу неандертальцев и постепенному упадку их культуры.

Выход из кризиса человеческое общество нашло в уста* навливании семейно-брачных отношений между отдельными группами палеоантропов. «Свежая кровь» не только остановила деградацию предплемен, но и способствовала очень быстрому становлению человека современного типа в промежуток времени от 50 до 40 тыс. лет назад. Из неандертальских общин, связанных семейно-брачными отношениями (родов), сложились племена позднепалеолитической эпохи, существующие у некоторых изолированных народов до сих пор.

Быстрое развитие мозга и руки привело к коренному изменению техники обработки камня. Эти изменения хорошо прослеживаются на материалах стоянок Кара-Бом, Усть-Ка-ракол,   Ануй-1,   Тыткескень-8.  Хотя  продолжали  существовать мустьерские орудия, основным инвентарем стала крупная пластина, получаемая древними мастерами с нуклеусов либо «параллельного скалывания», либо призматических. Использование более-менее стандартной заготовки для изготовления орудий разных типов существенно экономило время древних охотников и позволяло больше внимания уделять процессу добывания пищи, религиозным обрядам и обустройству стоянок. Кроме скребел, напоминающих мустьерские, но имеющих более тщательную отделку (недоступную для неразвитой кисти руки неандертальца), появились новые разновидности орудий. Прежде всего, это скребки для тонкой обработки шкур, резцы для разделки кости и нанесения рисунков на твердые поверхности, ножи, топоровидные изделия — бифасы.

Дальнейшее развитие позднепалеолитических племен привело к появлению существенных различий между ними. Как они выражались во внешнем облике, языке, религиозных верованиях, мы не знаем, но эти отличия, несомненно, существовали. Археологи отмечают, прежде всего, различия в наборе типов орудий и оружия, способах расщепления камня и его обработки. Группы стоянок, которые объединяет сходная традиция использования камня, именуются археологическими культурами. С появлением керамики, а затем орудий и оружия из металла различия между культурами становятся более яркими, но в эпоху палеолита основным объектом анализа является камень.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.