Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Крестьянство в XVIII arrow Манифест исключил поставку провианта
Манифест исключил поставку провианта

Манифест от 21 мая 1779 г. исключил поставку провианта из числа повинностей приписных крестьян. Однако на Алтае это соблюдалось лишь по форме, но не по существу. Весь хлеб стал заготавливаться в порядке закупа, но цены регулировало заводское начальство. Закуп производился задолго до уборки урожая. Крестьянин брал обязательство поставить определенное количество хлеба и получал в зада-: ток половину его стоимости.

Другая половина выплачивалась после доставки хлеба на заводы и рудники. Таким образом, хлеб закупался еще на корню, а крестьянина ограничивали в возможностях сбыта своей продукции, которую он не мог продать выгоднее другим покупателям. Сторонних закупщи-ков хлеба заводская администрация ограничивала в их деятельности, либо вообще выдворяла за пределы горного округа. Закупленный заранее хлеб заводская администрация заставляла крестьян поставлять, используя все возможности своей власти над приписной деревней, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами принуждения. Принудительная поставка провианта открывала возможности для злоупотреблений со стороны управителей и закупщиков, в роли которых выступали заводские служители и местное купечество.

Третьей повинностью приписной деревни была поставка рекрутов для пополнения кадров мастеровых и работных людей. Начиная с 1761 г., алтайские приписные крестьяне" вместо отправки рекрутов в царскую армию стали передавать их в распоряжение заводской администрации. Рекрутские наборы изымали из деревни молодых, трудоспособных людей, что наносило ущерб крестьянскому хозяйству.

При наборе рекрутов администрация применяла, как и при раскладе заводских отработок, метод перепоручения этого хлопотного дела крестьянскому миру, оставляя за собой роль «защитника справедливости». В результате зажиточные; и влиятельные крестьяне отправляли в рекруты бедноту, поскольку предписывалось брать прежде всего «нерачительных к хозяйству», а если это не удавалось, то за высокую плату нанимали за своих сыновей парней из бедных крестьянских семей.

Администрация пыталась представить дело таким образом, будто оставление молодежи при заводах является величайшей милостью императрицы. Сыновья не попадут в армию, где могут погибнуть на войне, а будут работать рядом. Но крестьяне рассматривали рекрутский набор на заводы и рудники как бедствие. Рекруты бежали, отбивались от выборщиков, применяя Иногда даже огнестрельное оружие. Некоторые рекруты намеренно уродовали себя, отсекали пальцы, растравляли раны, портили зрение, но не хотели идти на рудники и заводы. Дело в том, что рекрут навсегда изымался из деревни, от семьи, превращался в мастерового обязанностью не только пожизненной, но и наследственной службы. Дети его тоже пополняли кадры мастеровых и работных людей. Только с 1763 по 1795 год из приписной деревни Алтая было взято более 5000 рекрутов. Рекрутские наборы стали основным источником пополнения рабочих кадров на царских горно-металлургических предприятиях [9, с. 88-105].

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.