Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Промышленность в XX в. arrow Продолжающийся кризис кабинетской промышленности
Продолжающийся кризис кабинетской промышленности

В результате продолжающегося кризиса кабинетской промышленности и спада в золотопромышленности в начале XX в. общая численность рабочих в Алтайском округе не росла. Она составляла около 25 тыс. чел. в 1900.г. и 23,5 тыс, чел. — в 1904 г. Накануне и в годы мировой войны.

Благодаря росту промышленного производства, железнодорожному строительству и другим факторам, численность рабочих возросла более чем в 2 раза по сравнению с началом века: в 1914 г. — 42 тыс., к 1917 г. — 56,2 тыс. [17, с. 162]. В 1917 г. значительные группы рабочих Алтайского округа были заняты в обрабатывающей промышленности, включая мелкую, — 18 тыс., в том числе в фабрично-заводской — 4 тыс.; в горной промышленности — около 8 тыс., в том числе более 4 тыс. на угольных шахтах; на железнодорожном транспорте — 10 тыс.; в строительстве — более 13 тыс. чел. и т. д. Особенно следует отметить появление на Алтае профессионального отряда железнодорожников, которые трудились на Алтайской, Кулундинской, Коль-чугинской, Риддерской дорогах. Наиболее значительные группы железнодорожников были сосредоточены в Барнауле, Бийске, Славгороде, Кольчугино, Рубцовске и на некоторых других станциях.

Если во второй половине XIX в. основная часть рабочих размещалась на Алтае в сельской местности, то в начале XX в. увеличивается доля городских рабочих. В 1917 г., по далеко не полным данным, насчитывалось рабочих (в тыс. чел.): в Новониколаевске — 8, в Барнауле и Бийске — по 4, в Камне — 2,1, в Славгороде — 1,1; в промышленных поселках Кемерове — 3,7, Кольчугино — 3, Риддере —2,1. В перечисленных городах и поселках было сосредоточено около половины рабочих Алтайского округа. Были и другие промышленные поселки с преобладающим пролетарским населением: Бобровский Затон у Барнаула (ремонтная база пароходных компаний), с. Соколово Бийского уезда (водочный и стекольный заводы), поселки у рудников, шахт, крупных приисков и др. Росла и концентрация рабочих на предприятиях. На 9 из них в 1917 г. число рабочих превысило 500 на каждом. Это Кемеровские (2,5 тыс.) и Кольчугинские (1,9 тыс.) угольные копи, Риддерский рудник — 2,1 тыс., свыше 600 рабочих имели главные мастерские Алтайской железной дороги в Барнауле, текстильная фабрика в Бийске, Гурьевский металлургический завод и др.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.