Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Промышленность в XX в. arrow Риддерское общество
Риддерское общество

Риддерское общество (дочернее предприятие Русско-Азиатской корпорации) договором от 10 февраля 1914 г. получило право в течение 36 лет добывать руду и извлекать золото, серебро, медь, цинк, свинец и прочие металлы (кроме золота) [7, с 118-120]. Оно переоборудовало старые рудники (Риддерский, Сокольный и др.), построило заводы, железные дороги Риддер-Усть-Каменогорск, Иртыш-Экибастуз, имело свое пароходство на Иртыше.

В 1915 г. началась добыча угля и руды, в 1916 г. — выплавка металлов. В Риддере обогащали руду, извлекали золото и серебро, а на Экибастузском заводе выплавляли медь, свинец, цинк. В 1917 г. обществом было получено на заводах Алтая и Казахстана 23 пуд. рудного золота, 142 пуда серебра, около 95 тыс. пуд. цинка, 80 тыс. пуд. свинца и 5 тыс. пуд. меди [3, с. 91].

Накануне и в годы первой мировой войны большие изменения в развитии горной промышленности произошло на востоке Алтайского округа, в Кузнецком уезде. Здесь развернула деятельность крупная компания монополистического типа — «Копикуз» (Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей). «Копикуз» был создан в 1912 г. в условиях роста цен на уголь и «угольного голода», явившихся итогом деятельности российской монополии «Продуголь». По договору 12 октября 1912 г. с Кабинетом «Копикуз» получал монопольное право производить разведки и строить шахты в Алтайском округе на площади 176 тыс. кв. км сроком на 60 лет. По дополнительному договору 1913 г. общество приобретало Гурьевский завод, Салаирские и Тель-бесские железные рудники, получило исключительное право разведки железорудных месторождений. Учредителями общества стали бывший туркестанский губернатор В.Ф. Трепов и председатель правления Петербургского коммерческого банка С.С. Хрулев, а в составе правления преобладали представители банков. «Копикуз» выстроил Кольчугинскую железную дорогу от ст. Юрга до Кемерова, что позволило вывозить уголь (строительство дороги было успешно завершено осенью 1915 г.). На шахтах общества добыча угля возросла (в тыс. пуд.) с 618 в 1913 г. до 18132 в 1917 г. [5, с. 190]. Общество приступило к реконструкции Гурьевского завода, планировало строительство нового металлургического предприятия. В годы войны «Копикуз» начал строительство в Кемерове коксовых батарей и химического завода, которое так и не завершилось [8, с. 116].

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.