Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Сельское хозяйство XX в. arrow Хозяйство Кабинета и крестьянство
Хозяйство Кабинета и крестьянство

Перед первой мировой тонной Кабинет избрал новый курс в своем хозяйстве и в крестьянской политике. Администрация округа встала на путь решительной организации и улучшения своего оброчного хозяйства и более энергичной эксплуатации оставшихся в ее распоряжении земель и лесов, использования нехватки их у крестьян.

Имения были заменены лесничествами, увеличился состав администрации и лесной стражи. Кабинетские леса охраняли в 1916 г. 1280 объездчиков. Для борьбы с порубщиками организовывали специальные летучие отряды. Было создано 799 кордонов. За десять лет перед 1917 г. округ получил от своего лесного хозяйства более 20 млн руб. доходов.

Основным потребителем леса являлось крестьянство. В лесной доход входили не только оплата за лес, но и пеня, штрафы и другие поступления, связанные с нарушениями крестьянами права кабинетского владения. Собиралась плата за право на рыбную ловлю, охоту, сбор грибов, ягод, плодов, за пастьбу скота, собирание мха, добычу песка, глины и другие «побочные пользования».

Остро соприкасалась с интересами крестьян и арендная предвоенная политика округа. В 1911 г. округ изменил порядок ведения своего арендного хозяйства. Были начаты работы по систематическому учету земель, их плановой съемке, составлялись инвентарные описи и составлялся земельный кадастр. Были образованы новые арендные статьи. В состав арендного фонда были включены и земли, отрезанные у крестьян при землеустройстве. Словом, Кабинет переходил к систематическому ведению арендного хозяйства, осознав, что теперь основным источником доходов для него стали не промышленные предприятия, пришедшие в упадок, а земли и леса.

В 1915 г. в сельскохозяйственную аренду сдавалось 1012671 дес. — площадь, достаточная для наделения даже по высшей норме в 15 дес. свыше 100 тыс. человек. Земли нередко сдавались тем крестьянам, которые до этого ими пользовались как своими, а теперь были отрезаны. Условия аренды стали намного тяжелее, цены увеличивались. Больше всего пострадали от этого арендные поселки, совсем не имевшие надельной земли. Значительную часть земли, необходимой крестьянам и казахскому кочевому населению (свыше 100 тыс. дес), округ сдал в долгосрочную аренду крупным предпринимателям из Европейской России под коневодство и овцеводство. Доходы от земельной, аренды в округе выросли с 326 тыс. руб. в 1906 г. до 726 тыс. руб. в 1915 г., а лесные доходы соответственно — с 1,6 до 2,7 млн руб.

Все же нашими историками, очевидно, преувеличивались и размеры земельного хозяйства округа и, главное, его влияние на обострение отношений Кабинета с местным крестьянством; эти очаги напряженности имелись, но они охватили незначительную часть крестьянского населения. Нуждается в пересмотре и то устоявшееся положение, что кабинетское землевладение вступало во все более острое противоречие с интересами дальнейшего экономического развития края. Усилия округа содействовали такому развитию, хотя они и могли быть значительно более эффективными. Земельные отношения между округом и крестьянами в своей основе не были столь острыми и непримиримо конфликтными, как в центре страны в условиях господства помещичьего землевладения. Аграрный кризис затронул и Алтай, но в гораздо меньших размерах; земельное положение крестьян здесь было более благоприятным.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.