Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Сельское хозяйство XX в. arrow Переселения во второй половине XIX в.
Переселения во второй половине XIX в.

Во второй половине XIX в. в Алтайском округе поселилось около 600 тыс. чел., но в годы столыпинских реформ эти масштабы были намного превзойдены: в 1907—1909 годы в округ ежегодно прибывало до 250 тыс. чел.

Всего за 1907-1914 годы сюда переселилось 734 тыс. чел.; в округе селилось 48% крестьян, направляющихся в сибирские губернии [1, с. 199]. За шестнадцать предвоенных лет население округа увеличилось более чем на три четверти и составило 2,6 млн чел., то есть 70,5% населения Томской губернии. Среди новых усиленно колонизуемых районов округа находились Горный Алтай, Кулунда, Кузнецкий уезд.

Развитию сельского хозяйства в огромной степени содействовало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, введение в строй ветки на Славгород, а в 1915 г. — Алтайской железной дороги. Продолжал развиваться и водный транспорт. Все это создавало условия для вывоза продукции и роста товарности производства. Но правительство, оберегая рынки для помещиков центра страны, ввело с 1896 г. Челябинский железнодорожный тарифный перелом, высокие тарифные ставки на перевозки хлеба (они были отменены только перед первой мировой войной). Стоимость доставки хлебных грузов доходила до 70 коп. за пуд, и хлеб нельзя было вывозить в западные порты страны, за исключением пшеницы, да и то из районов наиболее благоприятных в транспортном отношении и только при хорошем урожае. Особенно страдали глубинные районы. Цены резко колебались и были ниже, чем в Европейской России. Внутренний рынок был малоемким, правда, часть алтайского хлеба вывозили в Восточную Сибирь и на Урал или перерабатывали.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.