Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Сельское хозяйство XX в. arrow Подати и повинности крестьян
Подати и повинности крестьян

Одним из центральных и наиболее болезненных вопросов во взаимоотношениях между крестьянством Алтая и государством вместе с Кабинетом оставалась система податей и повинностей. Крупная ее реформа была проведена по закону 18 января 1899 г., когда существовавшие до этого архаичные подушные сборы были наконец отменены.

Но заменены они были государственной оброчной податью, которая сама была едва ли неменыним анахронизмом и пережитком феодальной эпохи, так как в Европейской России оброчные подати к тому времени давно уже были отменены. Данная подать являлась формой реализации права собственности на крестьянские земли со стороны государства. Так что это право государства отнюдь не было простой фикцией. Государственная оброчная подать была в 3 раза выше так называемой поземельной подати, взимавшейся с немногочисленной в Сибири категории частных владельцев земли. Реформа 1899 г. имела целью приспособить податную систему к современным условиям, но она мало изменила положение крестьян Сибири, а на Алтае новая подать даже была увеличена на 18%, причем в дальнейшем ее размер периодически повышался. Вопрос о социальной сущности оброчной подати по-разному обсуждается в литературе. Широкое распространение получила, в частности, точка зрения, согласно которой эта подать для части крестьянского населения носила противоречивый характер, в ней переплетались «феодальные и капиталистические черты» [4, с. 260]. Помимо оброчной подати, алтайские крестьяне вносили, начиная с 1908 г., как уже говорилось, выкупные платежи. К двум другим видам повинностей крестьян относились земские и мирские сборы, в которых в свою очередь большое место занимали различные натуральные повинности (исправление, ремонт, поддержание дорог и мостов, подводная повинность (поставка подвод), опалка лесов, отвод квартир и пр.). В сибирских условиях обременительность натуральных повинностей была особенно велика, а к тому же отбывание их часто сопровождалось грубым вмешательством в крестьянскую жизнь, притеснениями и произволом властей и администрации округа. Система раскладки повинностей, опиравшаяся на общину, основывалась преимущественно, как и прежде, на подушном принципе, несла в себе много несправедливости для низших, малообеспеченных слоев крестьянства. В среднем к 1917 г. на каждый двор приходилось податей и повинностей около 23 руб., то есть меньше, чем в помещичьем центре страны. И в этом отношении сибирский крестьянин также находился в более благоприятных условиях, был более свободным. Но, как показывают конкретные исследования, для крестьян-бедняков указанная сумма была непосильна и вносилась за счет сокращения потребления.

Власти «выколачивали» подати и недоимки самыми безжалостными методами. Широкие размеры приобрела практика описи и продажи с торгов имущества недоимщиков. В Бийском уезде был случай, когда съезд крестьянских начальников обсуждал вопрос: могут ли быть проданы у крестьян-недоимщиков без разрешения их хозяев самовар и баня. И, принимая во внимание с «одной стороны, значение для крестьянина в интересах питания самовара, а с другой — бани, необходимой в интересах здоровья рабочего человека», решили, что «баня и самовар не могут быть проданы за долги». Можно было пустить с молотка все хозяйство крестьянина, оставив ему баню и самовар.

Крестьяне Алтая жили в условиях крайне ограниченных политических прав; над ними, как и во всей стране, стояла целая армия охранителей самодержавного режима — исправники, приставы, крестьянские начальники, чиновники, служащие Кабинета и т. д. А так как Сибирь была обойдена даже многими из ограниченных реформ, проводимых в Европейской России (земства, суд присяжных и т. д.), то политический произвол и притеснения, бесправие масс проявлялись особенно сильно. Сюда еще меньше проникало просвещение; по грамотности сельского населения Сибирь занимала одно из последних мест в стране. Но в Сибири и на Алтае, как уже отмечалось, крепостнические пережитки были слабее.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.