Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Торговля и предприниматели arrow Новые сферы предпринимательства
Новые сферы предпринимательства

Новые для Алтая сферы предпринимательства, которые требовали особенно значительных капиталовложений и опыта, закономерно оказались в руках крупного монополистического капитала.

Это относится к железнодорожному строительству (Алтайская, Кулундинская, Кольчугинская, Риддерская железные дороги), банковскому делу, горнодобывающей промышленности, ряду видов торговли (скупка сливочного масла, продажа сельскохозяйственной техники, нефтепродуктов и проч.). В текстильной торговле местные фирмы испытывали конкуренцию крупнейшей российской монополии «А.Ф. Второе с сыновьями»,-которая в начале XX в. открыла свои магазины в Барнауле, Бийске и Камне-на-Оби.

Монополизация экономики проявлялась в форме распространения влияния монополий Центра и зарубежных стран на окраину и редко путем создания монополий местными предпринимателями, хотя известны и такие факты. В 1913— 1915 годы барнаульские и новониколаевские пароходчики, ранее конкурировавшие между собой Мельниковы, Фуксман, Ельдештейн, Федулов, Лобастое и прочие, вошли в «Соединенную компанию», установив единый фрахт, определив квоты перевозок грузов отдельными пароходчиками.

Купечество оказывало все большее влияние на многие стороны жизни городов. Значительно в большей мере, чем во второй половине XIX в., проявлялась благотворительность, положительно влиявшая на развитие народного образования, здравоохранения и проч. Особенно активны были купцы — гласные городских дум. Отдельные представители купечества больше времени, и сил уделяли городским делам, чем коммерческим. Например, барнаульский купец В.Д. Сухов. Среди его пожертвований — 5 тыс. руб. на нужды Общества попечения о начальном образовании, а также на возведение Народного дома, ремонт и строительство школьных зданий, больниц. В 1902 г. он передал свое жалованье городского головы за четыре года — 3 тыс. руб. — на строительство нового здания городской больницы. В том же неурожайном году пожертвовал 3 тыс. руб. горОду для закупок хлеба. Активно работал в продовольственной комиссии вместе с купцами М.И. Страховым, Г.В. Грязновым и др. Купцы закупили на городские и собственные деньги 105 тыс. пуд. зерна в Челябинске, Томске и предотвратили в городе голод. Постоянными были пожертвования В.Д. Сухова церквам, подобными пожертвованиями отличались почти все купцы. Благотворительность В.Д. Сухова была многогранна и действенна, и неудивительно, что в 1909 г. городская дума единогласно постановила ходатайствовать о присвоении купцу первой гильдии Василию Дмитриевичу Сухову звания почетного гражданина Барнаула [16, л. 244-246].

Благотворительность была свойственна большей части алтайского купечества. Купцы выступали в роли попечителей учебных и медицинских заведений, библиотек, избирались церковными старостами, жертвовали деньги на нужды городского хозяйства. В числе меценатов — барнаульские купцы Морозовы, Федуловы, Ворсины, Страховы, Поляковы, бийские купцы М.С. Сычев, Н.И. Ассанов, А.Д. Васенев, Е.Г. Морозова и многие другие.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.