Fade
Fade
Fade
Fade
Fade
Главная arrow Торговля и предприниматели arrow Торговля
Торговля

Последствия проведения Сибирской железной дороги в торговле проявлялись быстрее, чем в прочих сферах экономики. Ввод в действие отдельных участков магистрали вызвал небывалый для Сибири подвоз грузов из Европейской России.

Только с 1897 по 1899 год доставка возросла (в тыс. пуд.): мануфактурных товаров — с 210,3 до 538,8; металла и изделий из него — с 824 до 2365 и т. д. [1, с. 198]. На сибирский рынок устремился поток изделий фабричной промышленности, вызывая ломку цен и традиционной системы сибирской торговли, в которой ранее царили купцы-оптовики, ярмарки и скупщики.

На характер и масштабы торговли положительно повлияло создание банковской системы. В 1894 г. в Барнауле было открыто отделение Сибирского торгового банка, в начале XX в. его же отделения появились в Бийске и Камне-на-Оби. Один из крупнейших банков страны — Русско-Китайский (Русско-Азиатский) открыл в 1903 г. бийское, а в 1908 г. — барнаульское отделения, было у него отделение и в Усть-Чарышской Пристани. Имелись на Алтае отделения Русского для внешней торговли банка, Государственного и Петроградского международного. Банковскими кредитами пользовались многие предприниматели, наиболее значительные кредиты получали солидные фирмы, прежде всего торговые, пароходные, мукомольные.

В конце Х1Х-начале XX в. Алтай все в больших размерах поставлял на рынок продукты сельского хозяйства и потреблял промышленные изделия. Роль главного транспортного центра для Алтая стал играть Новониколаевск. Здесь шла перегрузка алтайских продуктов с речного транспорта на железнодорожный и получаемых грузов с железнодорожного на водный. В пределах самого Алтайского округа еще более возросла роль пароходства. О масштабах речных перевозок свидетельствует грузооборот пристаней. Так, средний ежегодный грузооборот в 1904-1910 годы составил (в млн пуд.): пристаней Барнаула — 5,7, Камня — 2,8, Бийска — 2,6. Только в Барнауле имелось 13 пристаней частных компаний и не только местных, но и тюменских, томских: курсировало 39 пароходов, множество барж [ 2. л. 236об.]. К числу крупнейших пароходных компаний относились тюменское «Западно-Сибирское товарищество пароходства и торговли» и барнаульское пароходство Евдокии Мельниковой, которое состояло из 10 пароходов мощностью в 2100 л. с. и 12 барж [3, л. 61-62]. После пуска в 1915 г. Алтайской железной дороги, ведущая роль в грузовых и пассажирских перевозках перешла от водного к железнодорожному транспорту.

 

Это интересно

В пореформенный период традиционными были общественные и частные пожертвования на приобретение икон, церковной утвари, строительство, ремонт зданий храмов.
Купец Сухов, войдя в состав правления общества попечения, пожертвовал необходимое количество кирпичей и извести на строительство зданий Нагорных школ.
После проведения Сибирской железной дороги, произошел рост фабрично-заводского производства и строительства новых крупных предприятий.
Обрабатывающая промышленность на Алтае после проведения Сибирской железной дороги развивалась значительно быстрее, чем ранее.
Во второй половине XIX в. среди новых для Алтая промыслов отметим столярный, слесарный, кирпичный, сундучный.
В связи с городским строительством и особенно сооружением Алтайской железной дороги в округе получило развитие лесопильное производство фабрично-заводского типа.